~ примерно ... ну до сваливания не дошло, но "покорёжило" :-(( буквально на следующий год у Ромы Таскаева вышло так же у земли, и он был вынужден катапультироваться
В середине 70-х я на этом торце полосы отсидел несколько лет - у нас там была гоночная площадка, где стояли два стенда: 23-спарка и 155 без крыльев. Работали в основном по палубе - замеры поля давлений и температур в выхлопной струе, защита палубы от струи и т.п. Очень хорошо помню, как 23-й струёй оторвал от макета палубы стальной лист и скатал его в трубочку - как жестяную крышку на банке шпрот ;-)
Хорошо, что ни одного ЧП не произошло тогда - всё было нормально, никто не падал... Ну, а как и сколько летали - всё это было наглядно видно с этой точки...
На том 4-м поколении (простых МиГ-29 и СУ-27, без всяких П.Г.О., У.В.Т. и т.д...) В-С-Е впервые отрабатывавшиеся элементы сверхманевренности стояли в БОЛЬШОЙ зависимости от опыта пилотяги (требовали ве-е-есьма непростых движений рулями) ... и всё равно в поведении КАЖДОЙ машины оставалась "индивидуальная" непредсказуемость. Таков был непростой путь к НАДЁЖНЫМ алгоритмам сверхманевренности на нынешнем поколении "4+"
Что касается сверхманевренности в 4 поколении - то тоже как бы в курсе. И несмотря на то, что участвовал в разработке - то всё равно это воспринимаю , как чудо.
Я был зрителем памятного авиашоу в 91 году в Жуковском - стоял на обрывистом берегу Москвы-реки, уйдя сильно влево от центральной трибуны. И все развороты были аккурат над моей головой - на высоте в полсотни метров. А то и меньше. Ни до того, ни после так не летали - уникальное было зрелище...
Особенно впечатлил звук - когда машина идёт на тебя, то движков не слышно, а вот звук всего оборудования слышен абсолютно отчётливо: все клапана, насосы, серводвижки - щёлк-щёлк, хрюк-хрюк, тук-тук, вззз... Потом эта груда железа закладывает вираж под 90 над твоей головой - и полное впечатление, что подпрыгнув, ты достанешь рукой до законцовки крыла... А потом ты попадаешь в конус выхлопа - тебя обдаёт раскалённым керосиновым духом, ветер заставляет упереться ногами в землю, а грохот кувалдой лупит по мозгам... Ухххх!..
Фишка ещё была в том, что я уговорил на это культмассовое мероприятие жену - она тоже работала на фирме, но ни малейшего представления о самолётах не имела: чистый гуманитарий - переводчица в техотделе. И трусиха, надо сказать, порядочная... А тут - занесло в самый эпицентр... Она стояла посреди всей этой круговерти совершенно ошеломлённая - а я ей говорил: ЭТО СДЕЛАЛИ МЫ!.. В общем, она действительно стала по новому смотреть на меня ;-)
Ну, а в чьих руках машина находится в воздухе - это мне как бы и по роду работы известно :)
Спасибо за информацию вам, Александр. И за ностальгический ролик...
Гыыыы... Прикол - специально не придумаешь: в рекламной заставке к ролику рутуб на фоне закрывающегося фонаря спарки прикрутил убойную фразу: "ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ". Я просто под стол упал от смеха :))))
А вот парный колокол я живьём никогда не видел - а жаль. Ну, хоть в кино полюбоваться :)
Да, забыл добавить - на том аэрошоу Як-40 открутил пели при всём честном народе. Это было для меня важно - а то два десятка лет на мне висело клеймо соратника б.Мюнхгаузена :) Дело в том, что я в первый свой выезд в ЛИИ - в 73 году - стал свидетелем того, как Як-40 ходил на режиме вдоль малой полосы. До обеда он крутил бочки, а после обеда - петли. Методично - туда-сюда. И потом я рассказывал про это - а народ не верил и ухмылялся... А тут - все увидели это своими глазами :)
Мой отец очень дружил с В.Меницким.
Re: "сваливание на кобре ..."
буквально на следующий год у Ромы Таскаева вышло так же у земли, и он был вынужден катапультироваться
Re: "сваливание на кобре ..."
Или глаза недоглядели, руки-ноги недотянули?
И на какой поляне был второй случай?
Re: "второй случай"-
= прям за торцом нашей ВПП-302 аэр."Раменское"
Re: "второй случай"-
Работали в основном по палубе - замеры поля давлений и температур в выхлопной струе, защита палубы от струи и т.п.
Очень хорошо помню, как 23-й струёй оторвал от макета палубы стальной лист и скатал его в трубочку - как жестяную крышку на банке шпрот ;-)
Хорошо, что ни одного ЧП не произошло тогда - всё было нормально, никто не падал...
Ну, а как и сколько летали - всё это было наглядно видно с этой точки...
Кобра
В-С-Е впервые отрабатывавшиеся элементы сверхманевренности стояли в БОЛЬШОЙ
зависимости от опыта пилотяги (требовали ве-е-есьма непростых движений рулями)
... и всё равно в поведении КАЖДОЙ машины оставалась "индивидуальная" непредсказуемость.
Таков был непростой путь к НАДЁЖНЫМ алгоритмам сверхманевренности на нынешнем поколении "4+"
Re: Кобра
Что касается сверхманевренности в 4 поколении - то тоже как бы в курсе. И несмотря на то, что участвовал в разработке - то всё равно это воспринимаю , как чудо.
Я был зрителем памятного авиашоу в 91 году в Жуковском - стоял на обрывистом берегу Москвы-реки, уйдя сильно влево от центральной трибуны. И все развороты были аккурат над моей головой - на высоте в полсотни метров. А то и меньше. Ни до того, ни после так не летали - уникальное было зрелище...
Особенно впечатлил звук - когда машина идёт на тебя, то движков не слышно, а вот звук всего оборудования слышен абсолютно отчётливо: все клапана, насосы, серводвижки - щёлк-щёлк, хрюк-хрюк, тук-тук, вззз... Потом эта груда железа закладывает вираж под 90 над твоей головой - и полное впечатление, что подпрыгнув, ты достанешь рукой до законцовки крыла... А потом ты попадаешь в конус выхлопа - тебя обдаёт раскалённым керосиновым духом, ветер заставляет упереться ногами в землю, а грохот кувалдой лупит по мозгам...
Ухххх!..
Фишка ещё была в том, что я уговорил на это культмассовое мероприятие жену - она тоже работала на фирме, но ни малейшего представления о самолётах не имела: чистый гуманитарий - переводчица в техотделе. И трусиха, надо сказать, порядочная...
А тут - занесло в самый эпицентр... Она стояла посреди всей этой круговерти совершенно ошеломлённая - а я ей говорил: ЭТО СДЕЛАЛИ МЫ!..
В общем, она действительно стала по новому смотреть на меня ;-)
Ну, а в чьих руках машина находится в воздухе - это мне как бы и по роду работы известно :)
Спасибо за информацию вам, Александр. И за ностальгический ролик...
... пожалуйста :-)))
отрядом испытателей командовал, там мы и на СУ'шках пахали);))
Re: ... пожалуйста :-)))
Прикол - специально не придумаешь: в рекламной заставке к ролику рутуб на фоне закрывающегося фонаря спарки прикрутил убойную фразу: "ЛУЧШЕЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПОХУДЕНИЯ".
Я просто под стол упал от смеха :))))
А вот парный колокол я живьём никогда не видел - а жаль. Ну, хоть в кино полюбоваться :)
Re: Кобра
Это было для меня важно - а то два десятка лет на мне висело клеймо соратника б.Мюнхгаузена :)
Дело в том, что я в первый свой выезд в ЛИИ - в 73 году - стал свидетелем того, как Як-40 ходил на режиме вдоль малой полосы. До обеда он крутил бочки, а после обеда - петли. Методично - туда-сюда. И потом я рассказывал про это - а народ не верил и ухмылялся...
А тут - все увидели это своими глазами :)
про ЯК-40 ...
http://garnaev.livejournal.com/16859.html
"9 марта - годовщина громкой катастрофы !"